Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы, где был поврежден автотранспорт является экспертиза ДТП, которую в тех или иных случаях обыватели зачастую именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Однако ни одно из вышеуказанных названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и правильным названием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела это уникальное наименование более семи лет назад, количество практикующих судей, юристов, следователей, адвокатов по прежнему назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс исследования, без уточнения вида экспертного исследования.

В результате такого абстрактного и общего обозначения данного исследования, в практике довольно часто всплывают ситуации, когда в адрес учреждения, где присутствуют вроде бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, где необходимы знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, полотна дороги, дорожной разметки).

И тогда возникает нехорошая ситуация, в следствии которой материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без должного исполнения, в результате чего сроки не выдерживаются в следствии элементарной грамотности вышеперечисленных участников процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) должного восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспорта и прочих участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения автомобиля и других объектов по полотну автомобильной дороги;

Установление обстоятельств, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению ДТП: отсутствие должных дорожных знаков, неверное расположение дорожных знаков, неправильная разметка дорожного полотна, неблагоустроенность дороги и прочие отрицательные условия обстановки.

Для проведения судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставить все имеющиеся материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полнейшее изучение всего комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Кстати, в случаях, где главной причиной ДТП выступают погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент происшествия.